Вторник, 14.05.2024, 12:32

АРМЕНИЯ LIVE

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
RSS
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3506

Возникновение Урартского государства. Формирование армянского народа


Вследствие углубления социального расслоения внутри племенных союзов, возникших на Армянском нагорье, образовались классы эксплуататоров и эксплуатируемых. В таких условиях неизбежно должно было возникнуть государство для защиты и укрепления власти военно-рабовладельческого класса над трудящимся народом. Сильное государство было необходимо также для защиты страны от могущественных соседей.
Возникший в восточной части бассейна озера Ван племенной союз Биайнили, оказавшийся более сплоченным и мощным, подчинив себе другие наирийские племенные объединения, в 60-х годах IX века до н.э. создал государство, известное в истории под названием Урарту. Это было образованное под предводительством одного из местных племен могущественное военно-рабовладельческое государство. Столицей его был город Тушпа (Тосп, впоследствии Ван). В конце IX и в VIII вв. до н. э. при царях Менуа, Аргишти I и Сардуре II Урарту уже охватывало все Армянское нагорье реку Араке и в 782 году до н. э. основал город Эребуни (впоследствии Ереван) а спустя 6 лет-Аргиштихинили (впоследствии Армавир). В различный частях Урартского государства были основаны города и множество крепостей. В 714 году ассирийский царь Саргон II начал большой поход против Урарту и нанес ему тяжелое поражение.
Урарту было военно-рабовладельческим государством древневосточного типа. В завоеванных странах урартийцы захватывали большое количество' пленных, которых превращали в рабов. Постепенно ослабляясь, Урартское государство в начале VI века до н. э. окончательно пало.
В период существования Урартского государства общественная жизнь, экономика, культура на Армянском нагорье достигли значительного развития. Большое значение имело широкое применение железа. Железные орудия способствовали лучшей обработке земли, развитию земледелия. Были проведены многочисленные оросительные каналы. Построенный близ Вана при царе Менуа канал "Шамирами ару" (арык Шамирам), протяженностью 72 километра, используется до наших дней. Несколько каналов было проведено в Араратской долине и в окрестностях Еревана. Были построены также водохранилища. Все это имело исключительное значение для развития полеводства и садоводства. Во время раскопок Кармир-блура были обнаружены большие зернохранилища пшеницы и ячменя, винные погреба, пивоварня и маслодавильня.
В Урартском государстве было основано много городов, высокого развития достигли архитектура, ремесла, искусство. При раскопках столицы Урарту Тушпы, городов Эребуни, Аргиш-тихинили, Тейшебаини (Кармир-блур) и др. были обнаружены дворцы, храмы, административные и жилые здания: Дворцы и храмы были украшены цветными высокохудожественными стенными росписями. Найдены также в большом количестве оружие, высокохудожественные изделия из металла, клинописные надписи. Урарты переняли у ассирийцев клинопись, и, усовершенствовав ее, широко применяли. Количество уже обнаруженных урартских надписей доходит до 500. Они рассказывают о постройке городов, крепостей, храмов, дворцов, о проведении каналов, посадке садов, а также о военных походах Урарту.
Сформировалась также урартская религия. Главным богом был Халди, с которым были связаны еще два божества, бог бури и войн и бог солнца. Было также множество других божеств.
Археологические раскопки свидетельствуют о том, коренные племена Армянского нагорья жили здесь непрерывно с древнейших незапамятных времен. Были также пришлые племена, которые, проникнув на Армянское нагорье, слились с местными армянскими племенами.
Племенной союз Хайасцев, образованный из племен хайа или хай в середине II тысячелетия до н. э., сыграл большую роль в деле формирования армянского народа и поэтому по его имени наш народ называет себя хай, а страну Айк или Айастан.
В деле формирования армянского народа велика была также роль племенного союза Арме-Шуприа. Этот союз еще во время Урартского государства стал объединяющим центром юго-западных армянских племен. Урартский племенной союз Биайнили создал большое и могущественное государство, он не смог объединить все племена Армянского нагоры один народ. С конца VIII века до н. э. Арме-Шуприа перестала подчиняться Урарту и стала маленьким, но самостоятельным исконно армянским государством во главе с Паруй Скайорда. Ослабление и падение Урартского государства способствовали сплочению армянских племен и формированию армяне народа. В VI -V вв. до н. э. армянский народ был уже сформирован. Южные соседи Армении мидийцы и персы по имени коренных жителей Арме-Шу арим-арменов называли армян арменами, а страну Армина-Армения.
В состав армянского народа вошли также племена хурритов и говорящем на родственном хурритам языке биайнили-урарты, большая часть которых слилась с армянским народом.
Не случайно, что сразу же после падения Урарту на его месте возникло довольно сильное исконно армянское государство Ервандидов, которое, попав под владычество могущественного Мидийского царства, начало борьбу за свое освобождение. Когда Мидийский полководец обратился к армянскому царю: "Почему нынче ни подати ты не платишь, ни войска не поставил: и начал строить укрепления?" "Я - ответил царь - стремился к свободе как предпочитал и самому быть свободным и детям своим оста свободу".
Это было первое прекрасное проявление свободолюбивого духа вновь сформированного армянского народа и его государственности.
Спустя некоторое время в 521 -520 гг. до н. э. армяне восстали против утвердившей свое господство в Армении Ахеменидской Персии. Об этом рассказывается в персидской клинописной надписи Беистуни, где впервые Армения упоминается как единая страна, а армяне как сформировавшийся народ. В VI - III веках до н.э. все жители Армении уже говорили на армянском языке, одном из древнейших языков мира, принадлежащем к индо - европейской языковой группе. Сохранились также древние предания о возникновении армянского народа. Крупнейший армянский историк V века Мовсес Хоренаци считает праотцам армян Айка, а в одном из сохранившихся у грузинских историков преданий говорится, что праотцы армян, грузин и албанов.
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz
Заработай на своем сайте